Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова — культовая общенациональная киношкола страны, особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Перестав в 90-е годы быть единственной дверью в мир кино, ВГИК по-прежнему имеет значительные ресурсы, позволяющие доминировать на рынке образования: государственное финансирование, узнаваемый бренд, поддержку министерства культуры России и тысячи юных абитуриентов, претендующих заполнить пару десятков бюджетных мест.
При этом о ВГИКе достоверно мало что известно. Потому что в системе закрытых творческих мастерских, среди преподавателей и студентов есть одно слово, произносить и обсуждать которое не принято. Цеховое табу.
Это «бухгалтерия».
Да, любые намёки на бюджетное планирование, сметы, отчётность и целевое финансирование вызывают во ВГИКе нервную реакцию: от «молодой человек, вы кто тут такой» до звонков на пост охраны с требованием покинуть здание. Дружественные же государственные медиа рисуют исключительно выгодную для ВГИКа картинку.
Информационно ВГИК так и застрял в советском, причём совсем не эйзенштейновском, прошлом.
Это заинтересовало «Аналитический обозреватель». Почему такой непропорционально высокий интерес абитуриентов к структуре, про которую они ничего не знают? Как ВГИК эксплуатирует иллюзии? О чём ВГИКу неудобно говорить?
И тут как раз подвернулся повод — в октябре-ноябре проходил ежегодный Международный студенческий фестиваль ВГИК, 41-й по счёту. Почти единственная возможность для стороннего наблюдателя оценить деятельность института.
Сам кинофестиваль показался нам настолько самодостаточной визитной карточкой ВГИКа, что мы решили подготовить об этом серию материалов.
Это одна большая история финансового абьюза.
60 млн рублей и продюсер Фёдор Попов
За последние 6 лет через различные государственные организации на проведение фестиваля было направлено порядка 60 миллионов рублей, без учёта спонсорских средств. Финансирование распределялось следующим образом:
1) в 2015-2017 гг.: посредством размещения Министерством культуры Российской Федерации государственного заказа в форме открытого конкурса на оказание услуг по проведению фестиваля;
2) в 2017-н.в.: посредством размещения ВГИКом заказа у единственного поставщика и через электронный аукцион;
3) в 2018-2020 гг.: посредством распределения грантов Фондом президентских грантов;
4) в 2018-н.в.: посредством распределения Министерством культуры Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на проведение кинофестивалей.
Почти все получатели указанных средств оказались прямо и косвенно связаны только с одним человеком — генеральным директором ООО «ВГИК-Дебют», продюсером Фёдором Поповым:
— АНО «Творческая студия «Стелла» (Попов — генеральный директор и единственный учредитель), 27 миллионов 543 тысячи рублей;
— ООО «ВГИК-Дебют» (Попов — генеральный директор), 21 миллион 500 тысяч рублей;
— ООО «Стелла Релиз» (Попов — до 03.09.2020 г. единственный учредитель), 2 миллиона 215 тысяч рублей;
— ИП Бородаев Роман Юрьевич (генеральный директор ООО «Стелла Релиз» и исполнительный директор в НП «Независимые продюсеры»), 6 миллионов 444 тысячи рублей.
Только в 2018 году средства на проведение фестиваля (3 миллиона рублей) получило ООО «Москульторг» — ни прямо, ни косвенно формально не связанная с Поповым компания.
Частной НКО — государственный кинофестиваль
Можете ли вы учредить свою частную автономную некоммерческую организацию и получать гранты на проведение мероприятий в государственном ВГИКе? Едва ли у вас это получится. Если вы не Фёдор Попов.
А вот учреждённая Поповым АНО «Творческая студия «Стелла» — юридически никак несвязанная со ВГИКом НКО — уже много лет является получателем грантов от Фонда президентских грантов.
На организацию 38-го фестиваля (2018 год)компания получила 2 миллиона рублей,39-го (2019 год) — 4 миллиона рублей, 40-го(2020 год) — 5 миллионов 980 тысяч рублей.
В 2021 году Фонд президентских грантов отказал АНО «Творческая студия «Стелла» в поддержке проекта по организации 41-го фестиваля стоимостью 9 миллионов 90 тысяч рублей. В качестве софинансирования предполагалось привлечь ещё 7 миллионов рублей.
По всей вероятности, в качестве компенсации выпадающих доходов, ВГИК заключил с АНО «Творческая студия «Стелла» как с единственным поставщиком договор на организацию фестиваля ценой в 8 миллионов 250 тысяч рублей, в два раза увеличив прошлогоднюю цену контракта.
При этом в самом ВГИКе редакцию заверили, что «сведениями о получении АНО «Творческая студия «Стелла» субсидий из бюджета ВГИК не располагает».
Фестиваль— единственному поставщику
Пункт 7.1.1.15 Положения о закупках ВГИКа (утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 2395, см. приложение 12) разрешает ВГИКу размещать заказ у единственного поставщика, если «осуществляется закупка услуг по материальному, техническому и информационному обеспечению и организации фестивалей, конкурсов, иных мероприятий, в том числе международного масштаба».
Исключение конкуренции из закупок в высококонкурентной сфере оказания услуг по проведению культурных и развлекательных мероприятий — уже сам по себе коррупционный риск.
Обращает на себя внимание, что в 2017-2018 годах ВГИК дифференцированно формулировал предметы закупок (услуги по разработке и изготовлению полиграфической продукции, подготовка и проведение торжественных мероприятий открытия и закрытия, услуги по организации и проведению театрального конкурса, обеспечение работы жюри и участников, услуги по разработке и составлению каталогов), но потом от такой практики отказался.
Кроме того, в государственном задании ВГИКу на 2021 год в разделе «Работы» содержится раздел 2 «Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики», что также, в качестве используемой формулировки, может подходить под проведение фестиваля.
Представляется маловероятным, что только один человек в Москве может организовывать и проводить фестиваль ВГИК.
ВГИК обещает в 2022 году обеспечить конкуренцию, если...
Проректор ВГИКа Владимир Попеску в письме «Аналитическому обозревателю» отметил, что «в текущем году ВГИК до последнего момента не был уверен в возможности проведения фестиваля по причине эпидемиологической обстановки, что в результате стало основанием для решения о нецелесообразности проведения конкурентных процедур определения исполнителя».
«С учётом оплаты данных услуг за счёт средств от приносящей доход деятельности было принято решение о прямой закупке в 2021 году. В условиях пандемии было принято решение о сотрудничестве с исполнителями, имеющими достаточный опыт успешного оказания услуг по организации фестивалей».
«Даже сама возможность проведения фестиваля в 2022 году, равно как и источник финансирования и способ определения исполнителя зависят от многих, в том числе внешних факторов».
«В то же время конкурентный способ закупки услуг на 2022 год рассматривается как приоритетный (в случае предоставления бюджетного финансирования закупка будет проведена исключительно конкурентным способом)», — отмечается в письме.