Выступая на международном научно-практическом семинаре «Историческая память про Вторую мировую войну, Холокост и другие геноцидные явления», заместитель председателя Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа, историк Гульнара Бекирова обратила внимание на рассмотрение административных дел в отношении крымскотатарских активистов за организацию публичных акций в память о депортации 1944 года.
«В Крыму стало проблематичным даже вспоминать. Вспоминать то, что для каждого крымского татарина свято и дорого. Ещё год назад я думала, что такое невозможно», - говорит Бекирова.
«Мне бы хотелось рассказать о некоторых инициативах, связанных с увековечиванием памяти этой трагедии. Все такие акции начинались и развивались в рамках украинского Крыма. Что будет с этими акциями дальше, я сказать не могу.
Тем не менее, с 2009 года проводится акция «Унутма» (память). Мы уже собрали порядка 550 очень подробных свидетельств о депортации. Работа это очень важная для нас. Вопросник учитывал и те особенности, которые были присущи официальным документам. Мы знаем, что согласно постановлению ГКО крымские татары во время выселения могли взять полтонны вещей, продуктов, но в ходе акции мы выяснили, что нет ни одного человека, кто бы это смог сделать. Мы смогли выявить фотографии, сохранившиеся у людей», - сообщает историк.
По словам Бекировой, «Меджлис сегодня переживает очень сложные времена, по сути его пытаются закрыть. Здание уже арестовано, лидеры высланы, члены Меджлиса работают в подполье».
«В этом году я и несколько исследователей выиграли финансирование одного из украинских фондов, но нам пришлось отказаться от этой затеи, поскольку это уже само по себе очень опасно для участников проекта в Крыму.
Крымскотатарское национальное движение всегда развивалось как ненасильственное. Мы, многие десятилетия пытаясь вернуться на свою родину, не пролили и капли чужой крови. Иногда крымских татар упрекают в том, что они не защитили Крым и не устроили свой Майдан. Крымских татар сегодня около 300 тысяч. Такой народ не может себе позволить роскоши воевать с российской армией, которая достаточно сильна. По моим ощущениям, сегодня консолидированность вокруг Меджлиса как никогда высокая. Видя ежедневные аресты, обыски, люди невольно обращаются к тем временам, когда такого супердавления не было. Я бы это обозначила как молчаливое сопротивление. Конечно, есть несколько человек, которые не скрывают своих мыслей, пишут, говорят. Но я не думала, что российские спецслужбы за 6-8 месяцев вынудят уехать и замолчать практически всех», - рассказала участникам конференции Бекирова.