Независимые СМИ против кремлёвских неприкасаемых?
Провозглашённый в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН Всемирный день свободы печати в России проходит практически незаметно. Несмотря на факт официального признания ЮНЕСКО свободной, плюралистической и независимой прессы существенным элементом любого демократического общества, российские власти традиционно предпочитают замалчивать и принижать роль и права журналистов.
Стоит ли удивляться, что ни президент России Владимир Путин, ни кремлёвская администрация сегодня даже формально не высказались по проблемам свободного распространения информации на международном и национальном уровнях?
А проблемы такие в России есть и носят они системный, но устранимый характер.
Так, единственной нормой, которая устанавливает юридическую ответственность за непредоставление информации по запросу редакций СМИ, является статья 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Отказ в предоставлении информации». Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по данной статье выносятся прокурорами.
Однако вынести подобные постановления в отношении должностных лиц Администрации Президента принципиально невозможно: органы прокуратуры не наделены полномочиями по надзору за деятельностью кремлёвской администрации. Хотя здесь налицо противоречие конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, фактически президент России и его подчинённые выведены законом из-под ответственности за сокрытие информации.
В распоряжении редакции имеются письма, в которых Администрация Президента фактически отказывает предоставить документы об утверждении структуры и штатной численности аппарата полпреда в Уральском федеральном округе, ссылаясь на то, что запрошенные сведения не входят «в состав информации о деятельности государственных органов». Прокуроры такие отказы пока вынуждены лишь принимать к сведению.
Заглядываясь на старших кремлёвских товарищей, губернаторы также не чувствуют потребности обеспечивать гласность своей работы. Формы сокрытия информации в регионах ещё более комичны.
Например, губернатор Челябинской области Борис Дубровский каждый понедельник вынужден придумывать причины, по котором не допустить журналистов на освещение проводимого аппаратного совещания. Несмотря на несекретный характер обсуждаемых тем (садовые маршруты, организация посевной, взаимодействие с общественными советами), пришедшим журналистам работниками администрации сообщается, что заседание проводится в закрытом режиме. Никаких документов при этом, естественно, не составляется. Примечательно, что на таком «секретном» совещании присутствуют сотрудники пресс-службы, которые потом наиболее многообещающие заявления губернатора размещают на сайте. Региональное управление Роскомнадзора никаких нарушений в действиях губернатора не усматривает.
Приведённые случаи только подтверждают значимость общественной дискуссии об институциональных проблемах российских масс-медиа в рамках Всемирного дня свободы печати.