Пока проект № 58243-8 об обращении к президенту Владимиру Путину о признании ДНР и ЛНР проходит согласования в аппарате Госдумы, «Аналитический обозреватель» разбирается с возможными юридическими препятствиями для принятия документа.
Россия, ДНР и ЛНР не выходили из Минских соглашений
Официально Протокол о результатах консультаций Трёхсторонней контактной группы, утверждённый в Минске 5 сентября 2014 года, и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года действуют в полном объёме для всех подписавших сторон.
В соглашениях ДНР и ЛНР именуются как «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины». На сегодняшний день ни ДНР, ни ЛНР юридически этот статус не оспаривают.
Пункт 11 вторых Минских соглашений предусматривает принятие Украиной постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
В конституциях ДНР и ЛНР нет ни слова о суверенитете и независимости
Конституции ДНР и ЛНР, принятые в 2014 году, не содержат ни слова о суверенитете и независимости этих территорий.
Определение ДНР и ЛНР в первых статьях этих конституций как «демократических, правовых, социальных государств» не означает их наделения суверенитетом.
К слову, республики в составе Российской Федерации также в своих конституциях именуют себя «государствами».
От ДНР и ЛНР не исходило просьб к России о признании
На сегодняшний день к российским властям не поступало ни одного обращения от ДНР и ЛНР с просьбой о признании их в качестве независимых государств.
Для сравнения: в 2008 году Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой о признании незадолго после начала боевых действий в Грузии. Именно такое волеизъявление народов послужило юридической базой для исторических указов от 26 августа президента Дмитрия Медведева об их признании в качестве независимых государств.
Волеизъявление народа — быть в составе Украины
В проекте № 58243-8 депутаты в качестве аргументации ссылаются на результаты совещательного опроса, проведённого 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях. И если в Донецкой области за федеративно-земельный устройство Украины высказалось 79,69% избирателей в Донецкой области, то в Луганской области этот вопрос вообще не ставился.
При этом обе области, рассматривающие себя частью Украины, подавляющим большинством голосов поддержали подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ.
Через 3 года, 31 мая 1997 года Россия и Украина подпишут стратегический Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве.
Так что для идеологической базы независимости события опроса 1994 года выглядят слабым аргументом.
Отчёты СММ ОБСЕ фиксируют улучшение ситуации
«Уже восемь лет жители Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики живут под обстрелами мелко- и крупнокалиберного оружия», — говорится в проекте № 58243-8.
Да, этот факт не оспаривается экспертами.
Но только если сравнить ежедневные отчёты Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, то увидим, что в отчёте от 24 января текущего года было зафиксировано 132 нарушения режима прекращения огня, от 22 января — 75, от 20 января — 68; 28 января 2021 года в отчёте указано 335 нарушений, 29 января 2021 года — уже 474.
При этом отчёты СММ ОБСЕ являются предусмотренным Минскими соглашениями обязательным способом верификации режима прекращения огня.
В проекте № 58243-8 аналитика по СММ ОБСЕ отсутствует полностью.
Эксклюзивный способ признания независимости
Наконец, во внесённом депутатами Госдумы проекте отсутствует какое-либо обоснование необходимости признания независимости ДНР и ЛНР посредством принятие правового акта президентом России, что явно отсылает к медведевским указам 2008 года.
Признание какого-либо факта вообще не является нормой права.
В устоявшейся международной практике государства просто устанавливают дипломатические отношения. В России этот также оформляется президентским указом.
К примеру, 18 ноября прошлого года президент Владимир Путин подписал указ об установлении дипломатических отношений с Соломоновыми Островами. Никаких документов о признании Соломоновых Островов суверенным государством принимать не потребовалось.